Учебное пособие «Правила русской орфографии и пунктуации» по русскому языку написано коллективом авторов под руководством Н.С. Валгина совместно с Н.А. Еськовой, О.Е. Ивановой, С.М. Кузьминой, В.В. Лопатиным и Л.К. Чельцовой. Пособие является полным академическим словарем, и оно входит в серию книг «Словари 21 века». В данном словаре приведены нормы, которые зафиксированы в действующих правилах русской орфографии и пунктуации, эти нормы дополнены и уточнены в соответствие с современной практикой. Данный словарь-справочник разработан Российской академией наук, отделением историко-филологических наук Института русского языка имени В.В. Виноградова. Словарь выпущен издательством «АСТ» в 2009 году. Материал словаря допущен к использованию Министерством образования и наук Российской Федерации.
Материал пособия разделен на следующие разделы: орфография и пунктуация. В разделе орфография подробно рассматриваются правила употребления букв, правила употребления небуквенных знаков, правила слитного, дефисного и раздельного написания, правила употребления прописных и строчных букв, правила написания аббревиатур, правила переноса. В разделе пунктуация рассматриваются следующие темы: знаки препинания в конце и в начале предложения, тире, знаки препинания в утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных предложениях, прямая речь и цитаты, знаки препинания при оформлении переноса. Данный словарь окажется полезен на любом этапе изучения предмета: в средних и в старших классах, студентам педагогических и лингвистических ВУЗов, преподавателям и репетиторам по русскому языку.
Справочник поможет в подготовке школьниками домашней работы, подготовке к различным формам промежуточного контроля знаний, а также сдаче экзаменов за курс базовой и средней школы, вступительных экзаменов, единого государственного экзамена. В пособии кроме теоретического материала приведено большое количество примеров по темам курса, это позволяет лучше усвоить теоретический материал и рассмотреть различные нюансы в практическом применении правил. Школьник может пользоваться данным справочником регулярно, или ситуационно, в тех случаях, когда у него возникают вопросы с написание различных слов или предложений. Также школьник каждый день может знакомиться с новым правилом из справочника, на следующий день добавлять к нему новой, но не забывая повторять уже изученный материал. Такой способ использования пособия позволит школьнику получить прекрасные базовые знания по предмету, которые пригодятся ему в его дальней шей учебе.