Учебное пособие по русскому языку для поступающих в ВУЗЫ для учащихся общеобразовательных учебных заведений написано Э.И. Борисоглебской и В.П. Гурченковой. Пособие выпущено издательством «Вышейшая школа» в 1990 году. Материал пособия полностью соответствует государственному образовательному стандарту по русскому языку для учащихся общеобразовательных учебных заведений. Пособие допущено к использованию Министерством образования и наук Российской Федерации.
Материал пособия разделен на две части. В первой части рассматриваются следующие темы: лексика, фонетика, графика, орфография, орфоэпия, словообразование, орфография, морфология, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, деепричастие, причастие, наречие, служебные части речи, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, вводные слова, сложные предложения, прямая и косвенная речь, пунктуация. Второй раздел содержит упражнения к теоретическому материалу первой части. Данное пособие может быть использовано преподавателями русского языка, репетиторами, а также самими школьниками для подготовки к сдаче выпускных и вступительных экзаменов, а также единого государственного экзамена. Пособие позволяет систематизировать изученный материал, закрепить его с помощью предложенных упражнений, а также вспомнить всё, что школьник уже изучал и выявить темы, которые необходимо почитать более внимательно.
Использования данного пособия вместе с основным курсом учебной литературы позволит создать у школьника основательную базу знаний по русскому языку, которая пригодиться ему, как на различных формах контроля знаний, так и в течение жизни. Пособие пригодится также тем, кто хочет повысить свою грамотность. Ведь навыки грамотного письма – это неотъемлемая характеристика образованного человека. Задания, которые приведены в пособии различаются по смысловой нагрузке, типу и уровню сложности, это позволит использовать пособие, как школьникам с изначально высоким уровнем знаний по предмету, так и для тех, чей уровень знаний достаточно низкий. В пособии в дополнение к теоретическому материалу приведено большое количество иллюстраций, таблиц, и других вспомогательных средств, которые способствуют лучшему усвоению материала школьниками, способствует закрепления в памяти конкретных зрительных образов. Пособие способствует развитию в школьники функциональной грамотности, а также культуре и правильности речи.