Как исключить причины конфликтов в школе
Рекомендации школьного психолога о том, как исключить конфликты и недоразумения в отношениях «учитель-ученик», создать атмосферу понимания и доброжелательности.
Конфликты и недоразумения в отношениях «учитель-ученик» - непременные спутники в коммуникативной сфере школьной жизни. И часто именно они являются причинами снижения успеваемости ребенка, нежелания ходить в школу, стрессовых состояний учителя и ученика. Как же предотвратить их появление?
Общение - это процесс непростой, это искусство, которому надо учиться. Причиной проблемного общения в школе зачастую выступает чрезмерно деловая направленность педагогического влияния: цель учителя - донести информацию, дать знания по определенному предмету, научить определенным навыкам и умениям. И если на этом этапе возникают сложности в сфере общения между учителем и учеником, то виновником, как правило, считается ученик, его невоспитанность или специфические особенности личности ребенка. А всегда ли прав учитель? Неопровержима ли польза от чрезмерной требовательности и строгости педагога?
Аксиома формирования общения учитель-ученик основана на искреннем, доброжелательном взаимопонимании друг друга. Но в педагогической практике больше доминирует информационно-деловая взаимосвязь. Именно недооценка эмотивной стороны общения - это первый провокатор конфликтных ситуаций в школе.
Причиной №2 в возникновении недоразумений и конфликтов могут выступать особенности психики детей и взрослых, их возрастные различия. Например, для некоторых педагогов характерной чертой является консерватизм во вкусах и взглядах - поэтому им порой трудно понять современных детей. К возрастным особенностям подростков относится «эффект неадекватности», частые смены настроения, максимализм. Отрицательные черты характера могут быть присуще и той, и другой стороне в равной степени: неуравновешенность, агрессивность, обидчивость, эгоцентризм, грубость - это тоже причины конфликтов в школе.
Из вышеперечисленных факторов конфликтных ситуаций в школе следует вывод, что все-таки логические предпосылки коммуникативных недоразумений значительно уступают место эмоциональным, психологическим. А значит, коммуникативная культура учителя, проявляющаяся в педагогической деятельности - это действительно искусство социального взаимодействия, основанное на психоанализе.
Советы учителям:
- Старайтесь планировать процесс и содержание общения.
- Контролируйте свое эмоциональное состояние, умейте сдерживать отрицательные эмоции.
- Помните, что доброжелательность - необходимый элемент эффективного общения .
- Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности детей.
- Избегайте стереотипных фраз в общении, чаще используйте юмор.
Вот эти нехитрые рекомендации позволят Вам наладить доверительные дружеские отношения с учениками и избежать многих неприятных моментов в школьной жизни.