Поиск репетиторов и учеников для обучения
Как найти репетитора для своего ребёнка?
Вы заметили, что Ваше чадо стало приносить в дневнике плохие отметки. Папа взялся за ремень, мама - за голову. После выхода эмоций начинается конструктивное обдумывание того, как помочь своему ребенку. Родителям помогать ребенку чаще всего некогда, тут-то и встает вопрос нанять репетитора. Сразу встает ряд вопросов: «Кого выбрать? Студента или матерого преподавателя с бородатым преподавательским стажем», «Сколько платить за такие услуги?», «Как оценить работу репетитора и её эффективность?» и «Нужен ли репетитор вообще?».
Репетиторство сегодня является достаточно распространенной услугой. Ее предлагают многие люди, с различным уровнем опыта и специального образования. Стоимость урока колеблется в очень широких пределах. Поэтому выбрать подходящего педагога не так уж просто. Все дело в том, что, даже если родители ученика могут позволить себе практически неограниченные расходы, то это совсем не значит, что нужно обязательно нанимать дорогого специалиста с ученой степенью.
Всех преподавателей, дающих уроки на дому, можно разделить на три группы. К первой относятся заслуженные педагоги со стажем в несколько десятилетий, учеными степенями и/или различными сертификатами зарубежных организаций. Сюда же принято относить репетиторов, которые являются членами приемной комиссии того ВУЗа, к поступлению в который они готовят. Услуги специалистов этой категории стоят дороже, чем остальных. Преимуществом являются огромные знания и большой опыт преподавательской работы. Правда, есть и недостатки. Иногда такой репетитор не слишком беспокоится о том, чтобы установить контакт с учеником, заинтересовать его в изучении предмета. Он может во время урока минут 15-20 просто беседовать о жизни (а ведь данное время оплачено родителями!). Некоторые даже не удосуживаются подробно отвечать на вопросы.
Пару слов относительно репетиторов-членов приемных комиссий. Разумеется, если во время сдачи такой человек находится среди экзаменаторов, то шансы абитуриента повышаются. Однако возможности преподавателя в этом плане далеко не безграничны. Так что не стоит слишком доверять словам о 100%-й гарантии поступления, есть большая вероятность нарваться на афериста. Кроме того, стать студентом - это еще не все. Вряд ли родители, втиснувшие свое чадо в университет, будут в восторге, если оно вылетит после первой же сессии.
Вторая категория - это опытные преподаватели с многолетним стажем работы. Они имеют достаточно знаний, умеют донести их до слушателя и в большинстве случаев способны наладить личный контакт с учащимся. Расценки на уроки средние, качество обучения - хорошее. Такие репетиторы почти всегда выводят ребенка на добротный средний уровень. Правда, длительная привычка «идти по программе» может привести к потере направленности процесса. Учитель будет давать по предмету то, что положено вообще, а не то, что требуется ученику в конкретной ситуации. Например, по математике, уделять одинаковое время теории и практике, вместо того, чтобы в основном решать задачи. К тому же некоторые даже на индивидуальных занятиях не могут избавиться от привычки «диктаторского» ведения урока (хотя во многих случаях, как будет сказано ниже, именно такой стиль как раз и требуется).
И, наконец, третья категория - студенты старших курсов. Преимущества этого выбора в том, что стоимость занятий в данном случае минимальная. Знания, правда, далеко не самые лучшие, а педагогический опыт - на нуле. Компенсируется это юношеским энтузиазмом, а также тем, что студент сам недавно был и учеником, и абитуриентом. Он хорошо знает, что чувствует его подопечный и что конкретно ему необходимо преподать.
Для того, чтобы определить, какой репетитор требуется в каждом конкретном случае, надо ответить на вопрос: «Для чего моему ребенку нужны индивидуальные занятия?» Существует три основных варианта ответа.
1. Для поступления в ВУЗ. Если репетитор нанимается с этой целью, то он должен продемонстрировать знание требований конкретного заведения. Для обучения достаточно провести несколько занятий. Оптимальным вариантом является выбор преподавателя из того университета, в который будут поданы документы. Если учитель обещает подготовить старшеклассника к любому поступлению, то этим словам не всегда можно верить.
2. Подготовка к олимпиадам. Здесь задача усложняется тем, что требуется педагог, работающий именно с «олимпиадниками». При первом разговоре с репетитором не будет лишним просмотреть документы об образовании и спросить о наличии рекомендательных писем.
3. Отставание школьника по определенному предмету. В этом случае необходимо помнить об одном важном факторе. Ребенок обычно плохо учится не потому, что не способен соображать или программа слишком трудная. Причина в том, что он не умеет организовать свой рабочий процесс или не желает учиться. Такому ребенку требуется «надзиратель», в идеале - «мотиватор». Почему?
Потому, что репетитор не расскажет ученику ничего сверх того, что есть в учебнике. Преподаватель окажется своеобразным «стимулом» для регулярных занятий, поможет наработать необходимую базу знаний, подскажет пропущенное (например, как решать задачи - то, что ученик обычно сам освоить не в состоянии). Если репетитор-мотиватор сумеет пробудить в ребенке интерес к учебе - то это Педагог с большой буквы. Но таких мало.
Обычно подобный метод срабатывает, потому что в большинстве случаев требуется именно жесткий подход. «Надзиратель» играет роль организатора процесса, он заставляет школьника учиться и помогает ему подняться от двоек к четверкам. Но родители должны помнить - без ежедневной самостоятельной работы ученика эффект окажется равным нулю. Заниматься с ребенком, который не выполняет домашние задания учителя, бесполезно.
Какими же соображениями следует руководствоваться, подбирая репетитора? Прежде всего, не стоит нанимать человека, который готов учить «всему» и «всех». Т.е., по многим предметам и независимо от возраста ученика. Обычно это признак обширных, но поверхностных знаний и отчаянной нужды в наличных средствах.
Занятия могут проводиться по схеме «1+1» или в группе из 2-5 человек. У хорошего репетитора обычно много предложений, поэтому во втором случае цена урока будет не обязательно ниже, чем в первом. Иногда учитель предлагает провести пробный урок бесплатно, или обещает провести интенсивный курс в сжатые сроки, с получением быстрых положительных результатов. В таких случаях очень желательно поискать тех, кто уже пользовался услугами этих специалистов и может поделиться мнением об их квалификации. И уж совсем не рекомендуется нанимать человека, который гарантирует поступление в ВУЗ, а в случае провала на экзаменах обещает вернуть деньги обратно.
Родителям ученика не следует при первой же встрече с будущим домашним учителем бравировать своим социальным статусом или имущественным положением. В этом случае высока вероятность того, что кандидат в репетиторы сам откажется от работы. Каждый понимает, что с таким ребенком, скорее всего, трудно справиться и вряд ли будет возможность при необходимости «поставить на место» шалуна или наглеца.
В самом начале процесса поиска репетитора надо подумать о том, какая перед ним будет поставлена задача. Для глубокого изучения предмета следует нанять человека с академическим образованием или преподавателя университета. Для поступления в высшее учебное заведение желательно искать специалиста, работающего в том же ВУЗе и хорошо знающего условия приема. Если же требуется изучить основы или подтянуть базовые знания, то с такой задачей лучше справится школьный учитель или студент-старшекурсник. Им эта тема намного ближе, да и уроки будут стоить дешевле.
Очень хорошо, если домашний учитель имеет опыт работы именно репетитором. Это можно определить по тому, насколько он уверенно ведет занятие, укладывается ли в отведенное время, развивает ли интерес к учебе или утомляет ребенка. Хороший репетитор умеет привести оригинальные примеры и никогда не ругает ученика за ошибки. Вместо этого он учит ребенка на его собственных промахах.
Квалифицированный репетитор на первом же уроке обязательно проверит уровень знаний ученика - это необходимо для того, чтобы спланировать процесс и составить индивидуальную рабочую программу. Если ему задать какой-либо элементарный вопрос, он не станет отсылать ребенка к учебникам, а терпеливо и, главное, доходчиво все объяснит. Он также проводит периодический контроль знаний. Это необходимо не только для самого учителя. Если ученик видит свои успехи, это служит хорошим стимулом для дальнейшей работы. Ну и, наконец, важнейшим качеством хорошего репетитора (как и хорошего учителя вообще) является умение установить контакт с учеником.