Подготовка будущего первоклассника
Подготовка будущего первоклассника. «Первый раз - в первый класс». Очень распространенное высказывание в постсоветском пространстве.
Уже около десятка поколений людей могут вспомнить этот яркий момент своей жизни. Когда-то, еще в 1930 году, если говорить об СССР, когда образование стало обязательным и бесплатным, чтобы поступить в школу (сперва это было всего 4 начальных класса) требовалось только большое желание учиться.
Такая тенденция наблюдалась, пока не закончилась эра октябрят, пионеров, комсомольцев и т.д.
В настоящий момент обстановка при поступлении ребенка в школу поменялась. Конечно, в законодательных актах и нормативных документах государственного уровня не делается акцент на специальной подготовке к первому классу и определенном наборе знаний малыша, но на практике оказывается, что первоклассник, который не умеет, например, читать, вызывает чрезвычайное удивление педагогов и сверстников и оказывается весьма редким явлением.
Итак, что же должен знать и уметь современный первоклассник? Вот перечень требований, которые предъявляют, иногда даже самые обычные государственные школы, не говоря о специальных учебных заведениях (желательно, но не обязательно):
1. Умение читать по слогам.
2. Умение писать прописью.
3. Умение считать в пределах 100. В прямом и обратном порядке, только четными или нечетными числами, десятками.
4. Знание состава числа до 10, т.е. умение складывать и вычитать в пределах десяти.
5. Знание фамилии, имени, отчества всех членов семьи, адрес проживания, номера телефонов родителей.
6. Умение рассказать в какой стране, городе или населенном пункте ребенок живет. Называть столицу страны, достопримечательности населенного пункта.
7. Составление рассказа по картинкам.
8. Умение запоминать 6 слов из 10 названных ему преподавателем.
9. Знание названия геометрических фигур, цветов.
10. Умение группировать предметы по их свойствам и признакам.
11. Знание количества дней и месяцев в году, количества дней в неделе, грамм в килограмме, метров в километре, сантиметров в метре и т. д.
12. Наличие понятия о глухих и звонких, мягких и твердых, гласных и согласных звуках.
Этот список может отличаться некоторыми пунктами, в зависимости от учреждения, куда ребенок собирается поступать.
Как же подготовить малыша к школе, чтобы соответствовать вышеперечисленным критериям и при этом не «отбить» у ребенка желания учиться и познавать новое?
Конечно, сейчас можно найти множество организаций и частных лиц, которые обещают сделать это за определенное материальное вознаграждение. Такой подход к вопросу подготовки является одним из самых популярных. Многие родители отдают детей на подготовительные занятия за несколько месяцев до 1 сентября. Если же родители приняли решение подготовить будущего первоклассника самостоятельно, то им необходимо обратить внимание на некоторые правила:
1. Не заставлять ребенка. Давление никогда не приводит к результату, а вызывает противодействие со стороны малыша. Заставляя его делать то, что ему не хочется, появляется риск «отбить» желание учиться чему-то вообще. Необходимо найти подход к малышу, например, придумав систему поощрения или придумав методики интересного преподнесения ребенку информации.
2. Начинать с доступной информации. Материал, предлагаемый будущему ученику должен быть понятен и интересен. Термины, со значением которых ребенок пока не знаком сложны для восприятия и могут привести к простому «зазубриванию» материала без понимания содержания.
3. Короткие занятия. Ребенку дошкольного возраста еще сложно концентрироваться на чем-либо одном дольше 15-20 минут. Это физиология, и как бы мама не старалась, весьма проблематично удержать внимание малыша на более продолжительный промежуток времени.
4. Не наказывать и не унижать. В случае, если у ребенка, не получается выполнить задание или ответить на поставленный вопрос, нельзя его наказывать или оскорблять. В этом возрасте дети верят всему, что говорят взрослые, близкие им люди. Оскорбления могут стать причиной заниженной самооценки, а наказания вызовут боязнь ошибаться. В старшем возрасте это может привести к тому, что из-за боязни сделать что-то неправильно, человек предпочтет не действовать вообще.
Чтобы выполнять эти правила было легче, перед обучением ребенка стоит поинтересоваться его успехами и интересами у воспитателей в детском саду, провести беседу с детским психологом при дошкольном учебном заведении на предмет особенностей в психологическом развитии и готовности воспринимать большой объем информации.