Проблемы образования в современном ВУЗе
Учеба в ВУЗе - дело непростое. Студент-первогодок попадает в институт, академию или университет, как правило, прямиком со школьной скамьи.
Отличия от школы разительны, и не всегда молодой человек быстро и безболезненно адаптируется к новому для него учебному заведению.
Школьник учится, не будем кривить душой, из-под палки. Далеко не каждый ребенок склонен к добровольному обучению, что проявляется еще в младенческом возрасте, когда лишь постигаются горшок и детские ходунки. Конечно, есть и те, которые учатся не за страх, а за совесть, добросовестно постигая физику, химию и биологию. Но большинство просто посещает уроки, прикладывая минимальные усилия для усвоения образовательной программы.
При этом диплом о среднем образовании получают 99% учеников. В чем здесь дело? А дело в том, что неудовлетворительная оценка ученика это, как ни парадоксально, не его лень и недостаток ума, а просчет учителя. Да-да, именно учитель будет «стрелочником», если, не дай Бог, кто-то из вверенных ему детей не получит хотя бы «удовлетворительно». Поэтому нет ничего удивительного в том, что большинство выпускников общеобразовательных школ приходят в ВУЗ с минимальным багажом знаний, и, зачастую, с твердой уверенностью, что здесь будет то же самое, по принципу: «не хочешь - сделаем за тебя».
А получается иначе. Надзор за посещаемостью ведется, но куда ему до маниакального преследования со стороны классного руководителя в школе! Кажущаяся вседозволенность многим кружит голову, а горькие последствия обнаруживаются в первую сессию, когда оказывается, что ходить и учить надо было не меньше, а даже больше, чем в школе, а спрос будет куда взыскательней.
Но эта проблема преодолевается большинством новоиспеченных студентов - отсеиваются клинические лентяи, неспособные и те, кто осознал, что учеба в данном конкретном ВУЗе - это совсем не его судьба. Другие проблемы куда серьезнее, и первая из них - качество образования.
Не станем брать «выставочные» ВУЗы - МГУ, СПбГУ и прочие «лучшие» и «элитные». Таких - один на сотню. В прочих уровень образования удручающе низок. Почему? Причин несколько. Среднестатистический преподаватель высшего учебного заведения получает значительно меньше, чем среднестатистический грузчик. Возникает резонный вопрос - неужели образованный, обладающий обширными специальными знаниями человек может зарабатывать копейки по сравнению с «бери больше - кидай дальше»?
Поверьте, этим вопросом задается большинство преподавателей. Кто-то имеет дополнительный заработок в виде платных занятий, написания за деньги рефератов/дипломов/курсовых, но и у них, и у тех, кто сидит на окладе, циркулирует в голове одна и та же мысль: «Я достоин большего». И вот эти малообеспеченные педагоги приходят к студентам, многие из которых получают на карманные расходы больше, чем составляет их зарплата. Вложат они душу в своих учеников? Да. Один-двое на кафедру, если повезет. Так что получается «русская рулетка» - попал к тому, кто учит - получил знания. Попал к тому, кто отбывает свои часы - не получил ничего, разве что сам активно учился с помощью учебных пособий.
Из скудных преподавательских зарплат вырастает еще один бич российских ВУЗов - «покупка» экзаменов и зачетов. Мотивация к упорной учебе у среднестатистического студента стремительно падает, если он твердо знает, что сессию можно просто и незатейливо «купить», а не забивать голову анатомией или «сопроматом».
Другая проблема - современность образования. Учебные программы запаздывают, не успевая за меняющимся миром. Вместо гибкости используется косность, и полученные знания на выходе оказываются настолько устаревшими, что требуется такая глобальная переподготовка, после которой встает вопрос: а на что были потрачены предыдущие пять лет?
Еще одна неочевидная на первый взгляд проблема - возраст преподавателей. На кафедрах очень много пенсионеров и людей предпенсионного возраста. Казалось бы - что в этом плохого? Опыт незаменим, и чем больше его, этого опыта, тем лучше будет образовательный процесс.
На самом деле получается наоборот. Маститые профессора закоснели, и учат по заезженному шаблону, катятся по накатанным рельсам, не имея, по сути, никакого контакта со своими студентами, которые, мало того, что изначально всерьез не воспринимают «этих динозавров», так еще и вынужденных подстраиваться под «старорежимный» стиль «маэстро».
И еще одна проблема - финансирование ВУЗов. Учиться в обветшалых лабораториях и лекционных залах, использовать «ископаемое» оборудование, в поте лица разыскивать учебники и покупать их втридорога (потому что «институт на этот год не закупился, просим пардону») может понравиться только уникальным студентам со склонностью к своеобразному мазохизму. А ведь многие семьи не в состоянии купить детские ходунки своему ребенку, что тогда говорить о дорогостоящем сегодня контрактном обучении и методической литературе?
Напоследок отметим проблему, произрастающую из нашего с вами своеобразного менталитета, а именно - очень многие студенты учатся не для того, чтобы получить конкретные знания, а ради корочек о высшем образовании, не важно, какого профиля. Вроде как «знак качества», отметка об уровне интеллекта - есть «вышка», значит умный, нет - ну извините...