Как списать на экзамене?
Ученики списывали всегда. При Государях, Генеральных Секретарях и президентах, в школах, лицеях и университетах, на математике, литературе и ботанике, и даже на уроках закона Божьего. Исключение составляет, пожалуй, только физкультура.
Самым популярным, выражаясь современным компьютерным языком, носителем информации, была шпаргалка. Слово это произошло, по одной версии, из школьного жаргона, в котором «шпаргалы» значило «старые ненужные вещи» (шпаргалки после использования тоже выбрасывали). По другой оно уходит корнями в славянскую разговорную речь XVII – XVIII вв: словом «шпаргал» (укр.) или «szparga» (польск.) называли старую исписанную бумажку.
Шпаргалка представляла собой… Да что она только собой не представляла! Знания записывались на бумажных листочках, рулончиках или «гармошках», на линейках, карандашах, манжетах, ладонях и т.д. У девушек был дополнительный вариант – они надевали юбку средней длины и писали необходимые сведения на бедрах.
Если уж сей процесс относится к явлениям, которые «не с нас начались, не нами и закончатся», то попробуем разобраться в том, зачем ученики это делают, какие могут быть в этом деле «подводные камни» и вообще, как лучше всего списать.
Причины
Вопрос о том, кто списывает, сложнее, чем кажется, потому что занимаются этим не только двоечники и троечники. Нередко списывают и хорошисты, и отличники. Если с первыми двумя категориями все понятно, знаний нет, а сдавать как-то надо, то почему это делают те, кто учится неплохо?
Причины разные. Одни не уверены в своих силах, другие слишком нервничают. Третьи, вместо глубокого изучения, осваивают материал поверхностно. Пользуясь превосходной памятью и хорошо «подвешенным» языком, они успешно отвечают на уроках, но для экзамена этого не достаточно.
Есть и другие поводы для слабой подготовки: неинтересный или не нужный (с точки зрения студента) предмет, нехватка времени и т.д. В любом случае, исследования подтверждают - более половины учащихся когда-либо списывали, так что попытка воспользоваться шпаргалкой не говорит о глупости или неспособности к учебе.
Взгляд с кафедры
Желающие списать обязаны помнить непреложную истину – преподаватель видит все. С одной стороны, он сам когда-то был учеником и знает эти ухищрения. У него большой опыт, он уже перевидал легионы подобных «списывальщиков». Наконец, конструкция парт и их расстановка обычно оставляют мало возможностей для тех, кто хотел бы спрятаться.
С другой стороны, ученики сами выдают себя всем своим видом. Бегающие глаза, осторожное посматривание по сторонам, виноватый (у совестливого) или слишком наглый (у самоуверенного) взгляд. Человек внезапно затихает, начинает бессмысленно водить ручкой по бумаге. Поза становится напряженной, неестественной. Варианты: глаза часто опущены вниз, рука под столом, поднятое плечо, волосы на одну сторону (прячем беспроводной «HandsFree»).
И еще один факт для сведения студентов. Любой преподаватель еще до экзамена знает, какую оценку заслуживает каждый из учеников. В итоге в 90% случаев так и получается (остальные 10% - отклонение от нормы: повезло/не повезло с билетом, или учился на тройки, но очень хорошо подготовился, бывает и такое). Поэтому учителя делятся на две категории. Одни процесс списывания воспринимают как личное оскорбление, каждый из них считает свой предмет самым важным и не понимает, как его можно не учить. Другие закрывают глаза на хитрецов, кроме случаев откровенной наглости, или когда «сдирают» с учебника или тетради (мало того, что не выучил, так еще и «шпоры» поленился написать!). А знания проверяют разными способами:
- при ответе забирают листочек и просят повторить написанное по памяти;
- дают много дополнительных вопросов, или немного, но таких, в которых требуется понимание материала;
- ориентируются по оценкам в журнале.
Из всего сказанного первый совет - о необходимости серьезной психологической подготовки. Взгляд должен быть спокойным, поза – естественной, движения – без всякой суеты. Требуется определенная смелость, выдержка и актерские способности. И умение постоянно создавать видимость усердной работы.
Второй – всегда пишите шпаргалки! Будут они использованы или нет, в любом случае подготовка «секретных записок» является повторением пройденного. Кроме того, некоторые преподаватели относятся снисходительно к шпаргалкам, которые написаны собственноручно, в отличие от всевозможных распечаток, фото- и мобильных «шпор».
Третий – как писать шпаргалки? Вот основные правила:
- записывать только самое главное, незнакомое или плохо запоминающееся, в т.ч. формулы и даты;
- использовать тезисы, по которым можно развернуть мысль до полного ответа;
- писать разборчиво, разделяя тематические блоки, разработать собственную систему сокращений; на чтение шпаргалки будет отведено предельно мало времени, сплошной текст с «корявым» почерком принесет немного пользы;
- компоновать материал так, чтобы четко знать, где находятся ответы на каждый вопрос.
Четвертый – если препод категорически не допускает списывание, то нужно хорошо подумать, стоит ли рисковать. Может, дешевле обойдется перед сдачей почитать конспект?
Пятый. Доставайте шпаргалку только тогда, когда чувствуете, что вы на нуле. Если есть хоть какие-то знания, не нужно ею пользоваться. Помните, в большинстве случаев учитель не ставит перед собой цель вас «завалить». Если он увидит, что вы хоть немного разбираетесь в теме, то поможет наводящими вопросами.
Шестой. Не смотря на множество «потайных мест» (говорим пока о простых шпаргалках, о гаджетах и прочих ноу-хау речь пойдет ниже), один из самых верных способов – положить «шпору» на стол, под листом для подготовки ответа, и, внимательно следя за преподавателем, время от времени подсматривать. Только обязательно сохраняя при этом невозмутимый вид.
И последний. Если попались – не отпирайтесь. Не нужно говорить, будто это был всего лишь план ответа. Учителя не дураки, разбираются, где что, и очень не любят, когда их пытаются обмануть, потом трудней пересдавать будет. По той же причине не следует говорить фразы типа «я не списывал», «это не мое» и т.д. Помните закон: «Проскочил – молодец! Пролетел – не обижайся».
Арсенал
Перефразируя великих, можно сказать, что в умелых руках шпаргалка превращается в грозное оружие. Давайте посмотрим, что же находится в арсенале. Правда, студиозусы настолько изобретательны, что в пределах одной статьи можно ограничиться обзором только наиболее популярных вариантов.
Места сокрытия
1. Под часами (если крупные) или фенечками (если их много на руке).
2. Потайной карман, пришитый на подкладку юбки.
3. Прозрачные ручки («шпоры» пишутся иголочками).
4. На кепке под козырьком (только для тех, кто носит этот головной убор постоянно).
5. В воротнике свитера (чтобы списать, нужно сделать вид, будто жарко и хочется оттянуть воротник).
6. В галстуке (при умелой укладке помещается довольно много материала).
7. На прозрачной линейке (формулы или даты нужно выцарапывать).
8. Спичечный коробок с удаленной коробочкой для спичек. Шпаргалки вырезаются по размеру большой стенки, складываются по номерам билетов и закрепляются внутри. Получив билет, следует отсчитать определенное количество листочков и вытащить нужный.
9. Фолия (прозрачная пленка). «Шпоры» на нее печатаются в копи-центре, на светлой парте из натурального дерева она практически не заметна. Недостаток: не подходит для крашеных столов.
10. Ручка с колпачком, из которого выдвигается рулончик бумаги. Недостаток: этот способ хорошо известен преподавателям.
Тяжелая артиллерия (гаджеты)
1. СМС-ки. Экзаменующийся посылает другу СМС с вопросом и через некоторое время таким же образом получает ответ. Недостаток: сложно незаметно набрать сообщение.
2. Мобилка с фотокамерой. Задание фотографируется и отправляется ММС-сообщением. Ответ приходит в таком же виде или по СМС. Особенность: телефон лучше открыто положить на парту – то, что не прячется, не вызывает подозрений.
3. Программируемый калькулятор. Это устройство может сохранять тексты. Подключается через USB к компьютеру, устанавливается нужная программа, после чего загружается все необходимое, в т.ч. формулы и графики. На парте выглядит вполне естественно. Недостаток: для экзаменов по гуманитарным дисциплинам не подходит.
4. Беспроводные наушники и микрофон. С помощью двух микрорадиостанций поддерживается связь с товарищем. Микрофон нужно прицепить в малозаметном месте (например, в рукаве) и пользоваться им, когда преподаватель на что-либо отвлекается. В большинстве случаев, когда диктор оглашает перечень вопросов, сдающий кашляет во время чтения своего номера.
5. Ручка с невидимыми чернилами. Дома при помощи такой ручки заготавливаются шпаргалки. Во время экзамена находится нужный лист, кладется на парту – на нем ничего нет! Текст можно увидеть только после того, как подсветить его УФ-излучателем (луч света также не заметен), расположенным на обратном конце ручки.
6. HandsFree с беспроводным наушником. В этом случае достаточно одним из доступных способов передать товарищу вопросы билета. Почти беспроигрышный вариант, если не учитывать тот факт, что все хорошее когда-нибудь кончается. Организуют заглушки, или еще что-нибудь …
7. Фотошпоры. Сфотографировать материал из конспекта/учебника, загрузить фото в мобилку. Во время экзамена найти нужное, увеличить (если требуется). Недостаток: щелканье мобильника, если приходится долго искать необходимую фотографию, звучит подозрительно.
8. МР3-плеер. Подсказки записываются на аудиофайлы, которые переносятся в МР3-плеер и на экзамене прослушиваются. Можно также использовать популярный iPod, который способен воспроизводить изображения.
9. КПК, Pocket PC. При помощи Bluetooth, беспроводного доступа или инфракрасного порта устанавливается соединение с Интернет, где и находится все необходимое.
Семинар по обмену опытом
Некоторые студенты поступали следующим образом:
1. Нужно написать на А4 или на тетрадных листах ответы на все билеты, сложить листы в пакет, пакет держать на коленях. Зная свой билет, осторожно найти необходимый лист и делать вид, что пишешь. Затем вытащить на парту готовый ответ, как будто он только что написан.
2. Один лист кладется на другой, после чего на верхнем пишутся ответы. Нужно сильно нажимать на ручку, чтобы текст продавился на нижний лист. Так сделать по всем билетам, после чего верхние листы больше не нужны. «Невидимки» сложить строго по номерам. После того, как стал известен билет, отсчитывается нужная «бомба», вытаскивается и кладется на парту. Затем нужно выбрать подходящий угол зрения и обвести продавленный текст. Вариант: цветные листы, на которых текст написан чернилами того же цвета.
3. Решение заданий. Требуется команда из товарища и репетитора. Задача фотографируется на цифровой аппарат. Сдающий экзамен отпрашивается в туалет, и по пути передает цифровик своему другу. Если это невозможно – выбрасывает в окно, под которым ждет товарищ. Друг едет к репетитору. После того, как задания будут решены, он скидывает фото- или СМС-ответы на мобилку.
В настоящее время наряду со старыми проверенными способами списывания появились новые, с использованием современных технологий. Кажется, что скоро можно будет совсем ничего не учить и сдавать экзамены на отлично. Как говорил Отец Всех Народов, «жить стало легче, жить стало веселей». Одно только не понятно – откуда списывать после окончания учебы, когда знания потребуются на работе?
Спасибо! Очень кстати, а то сейчас как раз 9 класс экзамены сдавать надо! Попробую применить что нибудь!
Степан, попробуй лучше не сдать экзамены и сходить в армию. Там тебя отучат ставить восклицательные знаки после каждого слова. Балда!