Декрет о ликвидации безграмотности среди народов РСФСР
26 декабря 2014 года исполниться 95 лет со дня принятия советским правительством Декрета о ликвидации безграмотности среди народов РСФСР.
В 19 веке образование в России предназначалось в основном для представителей высшего сословия. Основной массе крестьян, рабочих обучение было недосягаемо. И только благодаря революции 1905 года начальные знания стали общедоступными.
Изменить создавшееся положение в системе образования нового государства, ликвидировать всеобщую неграмотность призывал декрет нового советского правительства, изданный 26 декабря 1919 года.
Первым министром просвещения был назначен Анатолий Васильевич Луначарский. Под его руководством сформировался основной принцип новой советской школы 1918 - 1929 гг.: новаторство в области содержания образования, методики преподавания и методов воспитания. Метод проектов, лабораторно-бригадный метод - широко использовались советскими учителями и показывали достойные результаты.
В первые два десятилетия удалось охватить образованием меньше 50% неграмотного населения. В 1930 году принимается постановление об обязательном всеобщем обучении. С этого года заканчиваются эксперименты в области образования. На первое место выходит классно-урочная система, единая программа. В середине 30-х годов в Москве построили 300 новых школ. Типовой проект школьного здания предусматривал 22 учебных кабинета на 880 учеников.
Огромное количество беспризорников не было охвачено обучением. Антон Семёнович Макаренко - педагог, который своими методами наглядно показал, как решить эту проблему. Задача не воспитать, а перевоспитать с участием ученического и педагогического коллектива в закрытой системе образования - колонии. Основа метода - трудовое воспитание. Его система дала блестящие результаты. Воспитанниками Антона Семёновича были правонарушители, убийцы. Никто из них не совершал впоследствии правонарушений.
Военные годы можно назвать частично упущенными для школьного образования. Школьные здания были отданы под госпитали. В учебные планы ввели новый предмет - военное дело. При этом организовали вновь раздельное обучение подростков. Эти нововведения закрепились после окончания войны.
В 1958 году была проведена очередная школьная реформа. Принимается закон об укреплении народного образования с жизнью. Обязательное образование становится восьмилетним. Было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек, введена производственная практика, обучение в 11 классе делало упор на профессиональную подготовку. Появились профессиональные технические училища.
Таким образом, задача, поставленная перед первым советским правительством - ликвидация всеобщей безграмотности была решена в 70-е годы. Международное сообщество с большим интересом следило за созданием единой образовательной системы в Советском Союзе. Успехи в этой области привели к учреждению Международной премии имени Н.К. Крупской, которая присуждалась странам и организациям, сделавшим значительные шаги в области ликвидации неграмотности.