Экзамены для бакалавров
В ноябре 2014 года стартовал «Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата» (ФИЭБ).
На съезде ректоров, который состоялся накануне, президент РФ Владимир Путин дал оценку качества подготовки студентов учреждениями высшего образования России. Он заявил, что в погоне за увеличением количества обучающихся руководители вузов забывают о своих обязательствах: дать государству квалифицированных специалистов в востребованных областях на рынке труда.
Результаты ФИЭБ будут учтены при оценке знаний студентов, желающих продолжить дальнейшее образование в магистратуре. По словам директора НИИ мониторинга качества образования В.Г. Наводного, в 2015 году ожидается выпуск 1500 тысяч бакалавров. В то время, в магистратуре будет сформировано 172,5 тысячи бюджетных мест. Соответственно конкурс составит около 8 человек на место.
Федеральный интернет-экзамен должен определить уровень подготовки студентов на соответствие качества, заявленного вузом в выпускных документах. Сегодня эта процедура является для учреждения высшего образования добровольной. Она призвана установить соответствие профессионального уровня выпускников бакалавриата требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
В 2013-2016 г г. экзамен будет носить форму эксперимента для создания механизма единой процедуры и инструментария. В 2017-2018 гг. ФИЭБ как оценка качества подготовки бакалавров войдёт в штатный режим. Интернет-экзамен не рассматривается экспертами как замена выпускного государственного экзамена. На сегодняшний день ФИЭБ является лишь его альтернативой.
Специалисты отмечают недостаточную техническую базу для массового проведения Федерального интернет-экзамена. Необходимо создать специальные базы в учреждения образования, которые могут принять студентов разных вузов и организовать тестирование. Важным условием является транспортная доступность и техническая обеспеченность.
Число студентов, выполняющих тестирование одновременно, может составить до 150 тысяч человек. Для предупреждения сбоев в работе системы, необходимо сформировать информационную базу для организационных и методических наработок.
Сегодня эксперты работают над созданием единого регламента процедуры ФИЭБ. Его основные принципы уже сформированы НИИ мониторинга качества образования:
- создание гибкой модели ПИМ, которая сможет соответствовать рабочей программе любого вуза;
- разработка ПИМ на основе кейс-технологии;
- формирование уровней обученности студентов по каждой дисциплине;
- использование методики В.П. Беспалько для создания оценки качества обучения;
- приоритет оценивания знаний в области практического профессионального применения теоретического материала.
Окончательно решение в экспертной оценке ПИМ даст ассоциация ведущих учреждений высшего образования России.