Нужны ли домашние задания?
Н. Третьяк, первый замминистра образования и науки России, сказала, что в отечественном законодательстве нет таких актов, которые могли бы запретить отмену домашнего задания.
Существующими нормами предусмотрено, что подобное решение может быть принято на уровне учебного заведения, совместно с родителями учащихся. Сейчас именно школа имеет право определять методику преподавания, схему построения уроков и формы промежуточной аттестации. Главное - достижение результатов, которые установлены федеральным образовательным стандартом. Если педколлектив и родители уверены в том, что для вывода учеников на должный уровень домашние задания не обязательны, они вправе их отменить.
Проблема отмены домашних заданий была поднята после того, как с подобной инициативой выступили преподаватели одной из московских школ. Главная мысль - разгрузить старшеклассников. Идея эта не новая. В 60-х годах прошлого столетия имел место аналогичный «Липецкий метод». Детям перестали задавать домашнюю работу. Результаты оказались плачевными.
Еще один нюанс данного вопроса - подготовка к ЕГЭ. Не секрет, что в последние два года учебы старшеклассники сосредоточивают свои усилия именно на тех предметах, сдача которых требуется для поступления в ВУЗ. Притом, по свидетельству учителей, система «натаскивания» дает хорошие плоды. Большинство абитуриентов, после такой усердной работы, получают хорошие отметки без списывания. Таким образом, если старшеклассник воспринимает занятия в школе только как подготовку к поступлению в ВУЗ, домашние задания надо отменить. Потому что гуманитариям не интересна физика, а «технарям» - русская литература.
А если взглянуть с глобальной точки зрения? Кого должна готовить школа? Будущих профильных абитуриентов с гарантией поступления или всесторонне развитых и образованных людей? То же самое можно сказать и по-другому: высшее образование и получение университетского диплома - это разные вещи. Можно ли быть полноценным инженером, не зная основ географии, биологии, литературы.
А родители, кажется, для себя этот вопрос уже решили. 72% взрослых граждан страны уверены в том, что для достижения успеха в жизни достаточно получить ВУЗовский диплом. А со знаниями как-нибудь во время работы разберемся. (Срабатывает советский стереотип мышления, когда промышленность сильно отставала от науки и знания, полученные в ВУЗе, оказывались малопригодными на практике. Старшее поколение хорошо помнит классическую фразу: «Все, что вы учили в институте, забудьте, я вам покажу, как это делается...») Поэтому формированием широко образованной личности, с точки зрения родителей, надо заниматься до 9-го класса включительно. А в двух последних - целенаправленно готовиться к ЕГЭ.
В заключение - небольшая иллюстрация проблемы. В МФТИ один из доцентов решил провести спонтанную проверку образовательного уровня второкурсников. Он задал вопрос: «Куда впадает Волга?» Правильно смог ответить только один учащийся из каждых пяти...
Другие новости
- Английское профессиональное образование можно будет получить, не выезжая из России
- ЕГЭ-2014 – изменения и предположения.
- Единая школьная форма: ученики и родители высказывают одобрение
- Министр образования и науки поздравил учителей и учащихся с Днем знаний 1-го сентября
- Школа: громкие обещания против неутешительных реалий