Когда игра приносит пользу
Большое значение в развитии ребёнка имеют лингвистические игры.
Их можно использовать на занятиях даже с четырёхлетним малышом. Он уже хорошо общается, знает близких людей, названия окружающих предметов. Ему интересны загадки и игры со словами. Задания можно усложнить и подобрать для ребёнка простые ребусы.
Для малыша это увлекательно и полезно. Лингвистические игры учат ребёнка вникать в смысл произносимого слова. Они знакомят дошкольников с особенностями русского языка, учат познавать его закономерности. Весёлые стихи и кроссворды, ребусы и загадки помогут будущему первокласснику преодолеть грамматико-орфографические сложности.
Обучение письма в 1 классе проходит с помощью палиндром (слова, которые можно прочитать слева-направо и наоборот), анаграмм (получение нового слова, используя буквы исходного) и метаграмм (изменение исходного слова в заданное с помощью загадки). В азбуке применяются простейшие ребусы. Подготовленный ученик справится с такими заданиями. Теория русского языка, как науки, не будет казаться нудной. Усвоение правил пойдёт гораздо успешнее.
Но очень важно не переоценить возможности своего ребёнка. Если игра не приносит удовольствие и малыш всячески избегает занятий - значит, он не готов к ним. Ещё один признак «неготовности» к восприятию лингвистических игр - это неустойчивое освоение речевых навыков и понятий. Неправильно усвоенное слово такой ребёнок может легко перенести в обиходное общение и тем самым закрепить в использовании неверное словообразование.
Подрастающий малыш копирует не только поведение родителей, но и речь. Определить недостатки своего произношения очень трудно. Окружающие малыша взрослые должны следить за правильностью произношения слов. В общении с ребёнком нельзя искажать слова, ставить неправильно ударение. Нельзя торопиться. Чем медленнее произносятся в разговоре слова, тем они понятнее для малыша, тем быстрее он усваивает нашу речь.
И только убедившись, что ребёнок овладел достаточным запасом слов, можно применять лингвистические игры: начиная с простейших заданий и постепенно усложняя нагрузку. Привыкнув выполнять такие упражнения, будущий первоклассник станет уверенным и успешным учеником.