Методы стимулирования в учебной деятельности
Под стимулированием в учебной деятельности понимается своеобразный толчок мысли, побуждение преподавателя к чувствам и действиям учащихся с целью получения знаний.
Самый оптимальный результат достигается в использовании метода соревнования. Задача учителя при этом сводится к тому, чтобы контролировать процесс соревнования, не допуская того, чтобы он перешёл в фазу конкуренции и стремления добиться первенства любыми средствами. Соперничество обязательно должно проходить в доброжелательной атмосфере, где каждый готов прийти на помощь товарищу.
За правильно выполненным заданием должно следовать поощрение. Такой воспитательный момент вызывает у учащихся чувство самоудовлетворения, даёт ему уверенности в своих силах, повышает результативность и старательность. Однако поощрение не должно повторяться, а также использоваться слишком часто. Это приведёт к ожиданию награды за любой, даже незначительный труд, а значит, его обесцениванию. Обязательные критерии поощрения в учебной деятельности – это объективность, понятность для остальных, принципиальность, учёт индивидуальных и возрастных особенностей.
Наказание – это старейший метод стимулирования к знаниям. В современной педагогике от него принято отказываться, так как жестокость калечит психику детей, следовательно, приносит больше вреда, чем пользы. Однако разумные меры взысканий необходимы всегда. Важно, чтобы наказание не причиняло ученикам физических увечий и морального унижения. Наказание должно обязательно применяться без посторонних лиц, однако, с учётом общественного мнения. Нельзя наказывать только по подозрению в вине, без достаточного повода, а также за неумышленные действия. Важно, чтобы ученик понял причину карательных мер, поэтому наказание нужно сочетать с другими педагогическими воздействиями, такими как беседа и убеждение.