Общеметодические основы трудового обучения
Трудовое обучение в старших классах школы предусматривает овладение учащимися системы технических знаний, умений и навыков, практическое овладение трудовыми операциями.
Оно осуществляется, как правило, в форме групповых занятий в учебных цехах, на участках промышленных предприятий, в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских.
Производственная практика учащихся осуществляется в процессе их непосредственного активного участия в производственной деятельности базового предприятия. Основной задачей начального этапа обучения является прочное и сознательное овладение учащимися предусмотренных программой трудовых навыков и знаний, необходимых для успешного выполнения на предприятиях и стройках несложных работ по специальности.
На этом этапе учащиеся, как правило, осваивают знания в процессе выполнения работ, предусмотренных программой трудового обучения.
Задачи трудового обучения:
- расширить и усовершенствовать профессиональные навыки и знания учащихся;
- приучить применять приобретенные знания на практике;
- помочь освоить передовую технику и технологию производства, высокопроизводительные методы труда.
Формы организации трудового обучения в значительной степени зависят от конкретных условий базового предприятия. Оно может осуществляться индивидуально на рабочих местах, в передовых производственных бригадах, а по некоторым специальностям - на отдельно выделенных участках, агрегатах ученическими бригадами или группами. На этом этапе учащиеся непосредственно включаются в производственный процесс на рабочих местах.
В этих условиях особое значение имеет их трудовая дисциплина, чувство ответственности, участие в жизни предприятия, в социалистическом соревновании за подъем производительности труда, за качество продукции.
Успех трудового обучения на этом этапе в значительной мере зависит от подбора руководителей-инструкторов, которые выделяются из числа инженерно-технического персонала предприятия или высококвалифицированных рабочих, обеспечение каждого ученика соответствующим рабочим местом, инструментом, материалом и т.д.