Школьная оценка - никому не нужная цифра, или реальный показатель знаний?
Сегодня школа, как никогда ранее, находится под пристальным вниманием не только Министерства образования, но и самих родителей.
Все чаще поднимается вопрос о том, существует ли необходимость в выставлении школьных оценок. Школьная оценка приравнивается к показателю уровня знаний, но так ли она точна? И можно ли заменить школьные отметки по пятибалльной системе на какую-либо другую форму оценки знаний?
Если не воспринимать сложившуюся оценочную систему в школах как должное, то каждый из родителей рано или поздно начнет задавать такие вопросы. Ведь сегодня, когда родители стараются воспитать ребенка как можно грамотнее и ответственнее, начиная его обучение еще до того, как купить детские ходунки, как никогда встает вопрос: а как реагировать родителям на школьные оценки детей?
Каждый из нас хорошо помнит времена своего детства, когда родители проверяли дневник, и каждая имеющаяся оценка приносила либо поощрение, либо наказание.
Чем же руководствуются учителя при выставлении оценок? И каким образом вообще пятибалльная система оценивания знаний появилась и укоренилась в школьной системе?
Если вернуться к историческим событиям, то на Руси системой оценки знаний служило физическое наказание. В церковно-приходских школах пороли розгами за любую провинность независимо от того, имеются у тебя в голове отложенные знания или нет. Именно тогда впервые появилась балльная система для того, чтобы избавить учеников от розг, а оценку знаний проводить с помощью количественных характеристик.
Позже оценочная система претерпевала изменения, поскольку не было принято окончательного решения в том направлении, какого количества баллов достаточно для адекватной оценки знаний учащихся. Выбор пал на более простую в применении пятибалльную систему оценок, которая используется до сих пор. Но это не значит, что знания учащихся всегда оцениваются учителями корректно.
Изначально оценочная система предполагала оценку непосредственно знаний учащихся, но со временем она превратилась в своеобразную систему наказания. Кто из нас не слышал такие слова, произносимые учителем: «Не вертись, а то оценку на балл снижу», или то же самое, но только с окончанием «а то два получишь». Где при этом производится оценка знаний неизвестно, а родителям ребенок потом не объяснит, что материал по предмету он знает превосходно, а отрицательная оценка в дневнике за то, что он просто очень подвижный ребенок.
Из-за большой нагрузки предметных часов и наличия большого количества учеников учителя не рассматривают школьника, как индивидуальность, а пытаются подвести его под общую массу, то есть не учитывают его способности и возможности при изучении предметов, а оценивают знания либо по наличию правильного ответа, либо по количеству усвоенного материала.
Понял ученик предмет или нет, учителя очень мало заботит, у школьника же возникает чувство страха или незащищенности перед возможностью учителя неправильно оценить его знания. Отсюда исходят истоки вечных проблем: списывания и зубрежки. А ведь главное при этом то, насколько ребенок усвоил базовый материал, который является основой любой науки, как детские ходунки в свое время становятся основой первых шагов. К тому же оценку никто не предлагает отменить. Просто стоит учитывать возможности школьника к изучению школьных предметов, и, исходя из этого, делать подборку индивидуальных заданий или вопросов, по которой опять же индивидуально оценивать учащегося. Ведь нет людей, которые знали бы все идеально. Например, кто-то совершенно не умеет чертить, но, в то же время, пишет изумительные сочинения по литературе, а кто-то превосходно чертит, но «плавает» при написании химической формулы и так далее.
Сама по себе оценка знаний необходима, но она не обязательно должна выражаться в цифровом эквиваленте, можно выбрать и другую систему поощрения. Так, например, в одной из экспериментальных школ проводился опыт. Суть его заключалась в том, что ученики на уроках за хорошие показатели в учебе получали «школьные» деньги, на которые потом могли приобрести в школьном магазине реальные и актуальные для подростков товары. Конечно же, такая система не приживется в наших школах, поскольку это создаст определенные материальные трудности в школьном финансировании, но как пример оценки знаний без использования баллов весьма неплоха.
Итак, если подвести итог всему вышесказанному, то можно сделать вывод, что сама по себе оценка не играет отрицательной роли, здесь все зависит от учителя. Если балльная оценка знаний учащегося будет полностью совпадать с уровнем его знаний при самооценке, то вопрос в отрицательных качествах школьной оценки не будет актуальным, но для этого учителю необходимо искать индивидуальный подход к каждому школьнику. Ведь для кого-то не составит труда исписать всю тетрадь решениями геометрических задач, а другой будет рад уже тому, что несколько часов работы над домашним заданием и испорченные черновики позволили решить одну задачу по геометрии. А ведь результат и того, и другого можно ценить на «пятерку».