Учить уроки – обязанность или необходимость для школьника?
Многие родители считают, что ребенок отказывается учить уроки из-за элементарной лени. Но, в то же время, этот «ленивый ребенок» охотно выполняет другую работу. Он добросовестно убирает квартиру, моет посуду, что-то мастерит, лепит, читает.
Значит, природная лень здесь ни причем. Что же тогда заставляет ребенка оттягивать время, стараться увильнуть от выполнения уроков?
Панический страх неудачи
Причем, страх настолько сильно овладевает ребенком, что он не может сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание на чем-то другом. Школьник не понимает, что с ним происходит на самом деле, его поведение становится хаотичным.
На других детей страх имеет другое воздействие: школьники настолько растормаживаются, что полностью или частично отключаются от происходящего. Со стороны кажется, что ребенок отрешен от всего и погружен в безмятежность.
В действительности же школьные неудачи глубоко травмируют ребенка. При длительном нахождении ребенка в таком состоянии, у него может развиться невроз, что чревато осложнениями нервного и психического характера. Такому ребенку нужно с терпением помогать готовить уроки даже тогда, когда вам кажется, что он вполне способен сделать это самостоятельно.
Объективные трудности
Если школьник постоянно уклоняется от посещений определенных уроков, это не значит, что он лодырь. Возможно, ребенку трудно дается именно этот предмет, или конкретная тема. Как только причина дискомфорта на уроке для школьника будет устранена, он перестанет пропускать уроки. (Если, со временем, это не войдет у него в привычку.)
Внимание взрослых так важно для ребенка
Дети, которые чувствуют себя в семье одинокими, стараются привлечь к себе внимание родителей тем, что допускают сбои в учебе. Они понимают, что это может стать поводом для серьезного беспокойства родителей и, тем самым, привлечь к себе их внимание. Такие дети нуждаются в дополнительном родительском внимании. Они стараются начинать делать уроки вечером, когда родители дома, и постоянно теребят их вопросами, стараясь, как можно дольше, завладеть их временем и вниманием.
Здесь не решить проблему угрозами и наказаниями. Ведь дети виноваты лишь в том, что хотят побольше получить родительского внимания, тепла, ласки. Лучше окружить дочь или сына заботой и любовью, проявляя свои чувства открыто. Очень важно не раздражаться и не считать потерянным время, проведенное рядом со школьником за выполнением уроков.
Если ребенок избалован
Тут должно быть все принципиально и по-взрослому: сначала выполнение домашнего задания - потом все развлечения и капризы.
В первые годы учебы дети очень серьезно относятся ко всему, что связано со школой, и, признаться в том, что они, по какой-то причине, не выучили урок, им еще стыдно. И, если у ребенка возникают сложности с тем, чему отдать предпочтение: потратить час на то, чтобы выучить стихотворение, или провести этот час на катке, то не нужно принимать радикальных мер и заставлять насильно учить школьника стихотворение. Пусть он почувствует, каково быть в числе отстающих в классе, пусть будет готов к тому, что за плохую оценку будет лишен возможности снова пойти на каток, и сам сделает выбор - что для него лучше.
Важно, чтобы в самом начале школьной карьеры, ребенок понял, что учится он для себя, а не для родителей, бабушек и дедушек.