Плохой почерк – так ли это ужасно?
Графологи считают, что если у человека почерк далек от общепринятых стандартов письма, значит, мы имеем дело с исключительной личностью. Зачем же тогда ругать ребенка за плохой почерк?
Инесса Гольдберг – руководитель Школы графоанализа считает, что причины «ужасного почерка» школьника нужно искать в плоскости психологии, если, конечно, ребенок не имеет других серьезных проблем со здоровьем.
Главная функция почерка и единственное требование к нему состоит в том, чтобы почерк был читаем. Если же ребенка насильно заставлять вырисовывать красивые буквы, то можно нажить большую беду – стресс, вызванный недовольством родителей.
Почерк не может измениться просто так, сам по себе. Изменения происходят, как следствие общего изменения личности, в направлении развития или деградации.
Посмотрим на почерк под другим углом
Давайте, на простых примерах, посмотрим, какие детали почерка могут предупреждать о проблемах со здоровьем или начале психологических трудностей. Правда, это не значит, что по почерку можно ставить медицинские диагнозы. Скорее всего, почерк передает психофизическое состояние человека в какой-то период.
С изменением состояния меняется и почерк (более или менее). Однако лучше перестраховаться и вовремя обратить внимание на некоторые явления, предлагающие присмотреться к ребенку и своевременно показать его специалисту.
Нажим – свидетельствует о ресурсах энергии, физических и психических силах. Очень слабый нажим или полное отсутствие такового должны насторожить родителей. Проверить силу нажима просто: на перевернутом листе бумаги он ощущается на ощупь.
Размер букв тоже говорит о многом. «Бисерный» почерк и «белые дыры» могут говорить о том, что ребенка подавляет чувство одиночества, изолированности. По каким-то причинам он ушел в себя. Это явление свойственно школьникам 11-летнего возраста. После окончания переходного периода, почерк должен измениться – буквы увеличиться. Если нет – возможно, ребенку нужны ваша поддержка и помощь.
Форма букв – показатель психологической напряженности. Узкие, деформированные буквы при не беглом почерке часто предупреждают о непомерном психологическом напряжении, конфликтности, негативе, аутоагрессии, неврозе.
Если буквы нечитабельны, пусть даже написаны красиво, нужно обратить внимание на отношения в социальной, межличностной, коммуникативной сфере. Скорее всего, там скрытые сложности.
Следует обратить внимание также на очень неровные строки, «рваные» левые поля, резкие перепады между разными элементами текста, общий хаос на странице.
Бывают особые случаи расстройств – дисграфия или дислексия, когда у человека происходит сбой восприятия. Это расстройство физиологического уровня проявляется в перестановке, перепутывании букв в словах, пропускании «проглатывании» букв, написании их зеркально. Это не является показателем неграмотности. Уровень грамотности может быть связан с почерком лишь опосредованно.
В графоанализе не существует общего понятия: «почерк хороший» и «почерк плохой». Ведь, почерк – всего лишь отражение психофизических особенностей индивидуума, которые формируются в процессе развития из врожденных и приобретенных факторов.