Учим ребенка находить общий язык с диабетом
Ребенок, у которого обнаружен диабет, нуждается в специальной диете, терапии, поддержке взрослых. Болезнь меняет образ жизни ребенка. Как к этому отнесутся в стенах школы?
Надеяться на то, что учителя все знают о диабете и будут предельно внимательны к ребенку – это значит, пустить все на самотек. Родителям обязательно нужно лично переговорить о проблеме с классным руководителем ребенка, директором школы и, если нужно, с каждым учителем-предметником, руководителями кружков, занятия которых будет посещать ребенок с диабетом. Особый разговор должен состояться с преподавателями физкультуры и тренерами спортивных секций.
Школьный медперсонал должен быть достаточно знаком с проблемами сахарного диабета, своевременно диагностировать симптомы гипогликемии, принимать меры по предупреждению приступов, в состоянии сделать замер сахара в крови.
Даже если все меры приняты и все преподаватели предупреждены, не нужно забывать, что учителя тоже люди. Они тоже могут что-то упустить из поля своего зрения, что-то забыть, чему-то не придать значение. Поэтому, лучше научить ребенка, как самому о себе заботиться. Меленький человек должен четко знать, что делать и как поступить в определенной ситуации.
Жизнь в школе
На опыте родителей и детей, которые благополучно прошли все сложности за время учебы в школе, сформировались некоторые рекомендации, которые помогут детям и родителям.
- У ребенка-диабетика всегда при себе должно быть несколько конфет, кусочков сахара или сладкого напитка. В случае гипоклемии они всегда должны быть поблизости и доступны: в карманах куртки, платья, пальто, в портфеле.
- Ребенок должен знать место в стенах школы, где хранится необходимый набор сладостей (например, варенье, сахар, мед, карамельки, компот или сок) на случай, если портфель, одежда с конфетами остались в закрытом классе или запас сладкого у ребенка закончился. Это могут быть: кабинет медсестры, канцелярии, завуча, у классного руководителя.
- Даже самые маленькие детки быстро учатся распознавать первые признаки гипоклемии. Ребенок должен усвоить, что самых первых признаках приступа, он должен немедленно съесть или выпить что-нибудь сладкое и в обязательном порядке съесть свой завтрак. Учителя должны не забывать об этой необходимости ребенка и сделать все возможное для того, чтобы ребенок не стеснялся и, ни в коем случае, не боялся сделать это на уроке или в другой не предвиденной обстановке.
- Ребенок должен быть уверен в том, что в любое время он может во время урока поднять руку и выйти из класса.
- Проблема пользования туалетом в школе должна быть решена заранее и не стеснять ребенка.
- Вопрос о том, где будет обедать ребенок, нужно решить не только с классным руководителем, но и с персоналом столовой, который должен знать о том, какую еду можно давать ребенку-диабетику, и сладкие напитки, например, заменить несладким чаем.
- Если ребенок учится в младших классах, то ни в коем случае нельзя оставлять без внимания очень важный момент: где ребенок сможет сделать укол (инъекцию инсулина) перед обедом – у медсестры, в классе или в специально отведенном месте. Нужно обговорить с ребенком: где хранить шприц-ручку, кто сделает укол, если отсутствует медсестра, кто проконтролирует, правильную ли дозу лекарства набрал ребенок в шприц.
- Большой проблемой будут случаи, если ребенок забудет сделать инъекцию или, по ошибке, уколет не ту дозу, плохо покушает в столовой. Поэтому будет лучше, если у ребенка будет возможность обедать дома. Педагогам время от времени нужно напоминать, что ребенка с сахарным диабетом не желательно задерживать в школе без особых причин.
- Школьник-диабетик должен знать, что уроки физкультуры и другие физические нагрузки должны быть под особым контролем. Перед уроком ребенок должен хорошо покушать. На период занятий ему нужно иметь при себе запас сладкого, не пропускать прием пищи после занятий.
- Нужно не уставать напоминать ребенку обо всех возможных нестандартных ситуациях, в которые он может попасть по дороге в школу, из школы и в стенах самой школы и оговаривать возможные пути выхода из них. Детские безобидные шалости могут повлечь за собой серьезные последствия, если у ребенка, скажем, спрячут портфель, отберут конфету. В таких случаях у школьника должны быть в запасе деньги, на которые он смог бы купить себе еду в ближайшем магазине, школьном буфете или воспользоваться запасом диабетика в школе. Если бутерброд с сыром или колбасой на перемене вызывают у ребенка неудобство или стеснение, замените их на печенье, фрукты или другую, «популярную» в стенах школы, пищу.
- Во многих школах старшеклассники вполне могут сами сделать себе укол перед обедом. Для этого им предоставляется свободный доступ в медицинский кабинет, после чего они могут пообедать в столовой и продолжить занятия.
Нестандартные ситуации вне школы
Ребенок может забыть, что нужно вовремя покушать, может застрять в лифте, может заиграться и пропустить время обеда. В этом случае правило должно быть жестким и безоговорочным: сначала поел, потом все остальное.
Потерял ключ – ребенок должен знать, где находится запасной (у соседей, у бабушки и т.д.)
Школьник должен знать и не стесняться обратиться за помощью к определенному кругу знакомых. Подумайте и обсудите список таких людей с ребенком. Это могут быть родители друзей школьника, медсестра, учитель.
Хорошо, если у ребенка-диабетика всегда будет с собой карточка больного диабетом, где отражены: запись о болезни, способы оказания первой медицинской помощи, просьба вызвать скорую помощь при наступлении критического состояния, фамилия, имя, отчество, домашний адрес, телефоны родителей или других родственников.
Диабет не должен поставить крест на полноценной жизни школьника. Просто нужно сосредоточить внимание ребенка на том, что его организм требует персонального подхода и несколько большего внимания к себе. При соблюдении режима, диеты и всех предписаний, жизнь не потеряет своих красок, и болезнь будет восприниматься не как проблема, а как индивидуальная особенность.