Высшее образование должно решать геополитические вопросы России
С 2010 года в мировом сообществе сформировалось две модели сотрудничества в сфере обучения.
Первая модель рассматривает высшее образование как общее достояние человечества. Мировое сообщество должно стремиться к отрытому обмену знаниями и научными ресурсами. Приверженцы второй модели считают, что необходимо формировать рынок образовательных услуг. Научные знания выступают как товар, имеющий определённую цену, подлежащий только продаже.
Сфера образования становится одним из аспектов Всемирной торговой системы. Лидерами на международном коммерческом рынке образовательных услуг являются США, Англия, Германия, Франция, Япония и Австралия.
Предлагать свои услуги в области коммерциализации образования могут только те страны, где сложилась система частного образования. И исключаются государства, где эта система отсутствует. Российская Федерация, которая в 2012 году вступила в ВТО, стремиться к расширению торговли образовательными услугами.
Высшее образование является основой национальной политики любого государства, в том числе и России. Оно решает вопросы экономического суверенитета и безопасности страны. Является поставщиком высококвалифицированных кадров, которые позволяют обеспечить российскую экономику специалистами будущего. Таким образом, система образования решает стратегическую задачу развития государства.
Коммерциализация национального образования имеет ряд недостатков. Стремление к извлечению материальной выгоды приведёт к снижению качества обучения. Не все платные образовательные услуги могут быть доступными для широких слоёв российского населения.
Для русской системы обучения существуют риски быть поглощёнными зарубежными провайдерами, что приведёт к вытеснению русского языка из сферы научного образования, потеря контроля государства над всей системой частного образования. В этой ситуации легко спрогнозировать, что зарубежные партнёры предоставят самые лучшие условия работы для наиболее перспективных российских студентов.
Однако учитывая, что Россия не может оставаться в стороне и уже делает шаги в направлении интеграции в мировую образовательную систему высшего образования, необходимо извлечь пользу из создавшейся ситуации. Для этого попытаться создать план собственной «национальной образовательной экспансии». Создать условия для приёма в собственные вузы иностранных студентов. Более пристально познакомиться с зарубежной образовательной школой в области обучающих подходов и методических приёмов.
И вместо того чтобы отпускать собственных талантливых молодых людей за границу, сделать привлекательной работу в условиях российского производства как для своих выпускников, так и для зарубежных специалистов.