Зарубежные образовательные системы: конструктивистский подход
Правильно спрогнозировать потребности рынка труда на 5-7 лет вперёд не могут даже высококвалифицированные специалисты. Слишком быстро меняется современный мир в области глобальных информационных технологий.
Система образования должна адаптироваться к меняющимся потребностям рынка труда. 15-16-летние российские подростки плохо представляют себе свою профессию. Какие знания должна заложить в ребёнке современная школа? Как определить его готовность к самостоятельному труду?
Наиболее развитые государства стремятся сформировать гибкую модель образовательной системы, которая позволяет быстро и безболезненно внедрять новые способы обучения детей и взрослых в соответствии с реалиями экономики страны.
Наибольшее распространение в передовых зарубежных странах получила система образования, основанная на конструктивистской теории. Развитие процесса мышления у ребёнка происходит в глубокой взаимосвязи между фундаментальными и вновь приобретёнными знаниями. Традиционная трансляция новой темы не даёт эффективных результатов. Ученик может воспроизвести материал на экзаменах, но при этом не в состоянии применять его на практике.
Конструктивистский подход предполагает глубокое понимание учебного предмета. Имеет значение способ обучения. Учитель при преподавании закладывает в учащемся долю сомнения в истинности новых знаний. Школьник должен скорректировать материал с помощью базовых навыков и самостоятельно сформировать новые тезисы. Таким образом, активизируется мозговая деятельность ребёнка. При таком способе обучения исключается пассивное поведение при объяснении нового материала.
Учитель должен определить индивидуальные особенности мышления каждого ученика. Выяснить способ восприятия новой темы, определить его личные уникальные возможности к умственной деятельности. Важную роль играют способности педагога к убеждению. Умение убеждать наиболее значимо, чем простое позиционирование преподаваемого предмета.
Личность педагога в конструктивистской системе образования играет основополагающую роль. Ученики идут не на математику, а к Учителю, который на уроке задаёт новое направление деятельности.
Итогом школьного обучения является умение глубоко анализировать новую информацию, приспосабливать её к базовым знаниям. Внешние изменения, продиктованные экономическими условиями, не вызовут затруднений у молодого специалиста, потому что он обладает гибкостью мышления, навыками анализа и умением применять альтернативные варианты.