Инклюзивное образование в Российской Федерации: за и против
В России на протяжении последних двух лет работает программа инклюзивного образования. По всей стране закрываются коррекционные школы-интернаты.
Их ученики переводятся в обычные школы. Этот процесс наиболее активен в Новгородской, Тверской, Калининградской, Ивановской областях, в Пермском и Краснодарском крае.
Смогут ли особенные дети привыкнуть к обучению в обычной школе? Россия, как обычно, перенимает опыт зарубежных стран. Школы Канады и США давно приспособлены к приёму таких ребят.
Но при этом там сделано очень много по созданию необходимой среды: школы оснащены специализированным оборудованием, педагоги проходят необходимую курсовую подготовку. Проводится разъяснительная компания в средствах массовой информации.
Сторонники инклюзивного образования заявляют, что если не позволить ребёнку с ограниченными возможностями посещать обычную школу, то здоровье его не восстановится и знаний он не получит. А результатом будет только сломанная психика человека, которого лишили полноценного общения.
Коррекционное обучение, созданное в советской системе нельзя разрушать даже с благими намерениями. Но над новыми интегрированными формами руководителям системы образования необходимо продолжать работать и продвигать в общеобразовательные школы элементы инклюзивного образования.
У родителей должен быть выбор:
- ребёнок учится в специализированном учреждении и лишается полноценного общения с семьёй;
- ребёнок занимается в обычной школе, но при этом существует значительный риск, того, что он не сможет адаптироваться в кругу обычных сверстников. Ведь детский мир достаточно жесток к тем, кто слаб. А взрослые слишком заняты или просто неумелы, чтобы вовремя оказать помощь.
Сегодня финансирование школ осуществляется в «подушевом» формате. Под обучение ребёнка с ограниченными возможностями образовательное учреждение может получить дополнительное оборудование и финансовую поддержку.
Но готова ли такая школа не только принять ребёнка-инвалида, но и подарить ему талантливого учителя, который возьмёт «особенного» ученика за руку и на протяжении всего курса обучения не отступится от своего подопечного.