Перспективы дуального образования в России
Несмотря на программу модернизации образования принятую правительством РФ на 2011-2015 гг., российская промышленность продолжает испытывать потребность в квалифицированных рабочих кадрах.
Выпускники российских профессиональных образовательных учреждений не соответствуют современному уровню развития промышленности. В регионы, где отсутствует квалифицированная рабочая сила, не приходят инвесторы.
Чтобы исправить ситуацию, министерство образования решается на эксперимент по введению дуального образования. Новый пилотный проект начался в 10 российских регионах с 2013-2014 учебного года. В нём участвуют более 70 предприятий промышленности.
В процессе дуального образования студент проходит теоретическую подготовку на базе учебного заведения, а практическую - в стенах производства. Для этого предприятия заключают с учреждением профессионального образования договор на подготовку определённого количества необходимых специалистов. В программу обучения вносится определённая корректировка. В договоре предусматривает совместное финансирование.
В эксперименте за основу берётся дуальное образование Германии. Немецкую систему подготовки профессиональных кадров можно назвать сложившейся. В Германии профессиональное образование ориентировано на производство и финансируется при этом тоже за счёт производства на 80 процентов. Учитывая высокую заработную плату западноевропейского квалифицированного рабочего, стипендия на период обучения выплачивается студенту тоже достойная. Таким образом, получение престижной рабочей специальности в Германии выглядит довольно привлекательно.
Для того чтобы этот эксперимент себя оправдал, региональным органам управления образованием необходимо внести системные изменения:
- сформировать заказ производственной компанией на 5-10 лет, учитывая состояние штата предприятия и перспектив его развития;
- активно вести среди старших и младших школьников профориентационную работу, отбирать абитуриентов по способностям к работе в предполагаемой отрасли;
- производственная компания должна самостоятельно распределить в обучающей программе объёмы часов между дисциплинами одной специальности;
- практические занятия проводить на производстве с преподавателями из числа опытных работников предприятия;
- развивать творческие навыки студента, учить работать в команде, прививать чувство ответственности.
Студент, получивший профессиональную специальность на основе дуального образования, будет чётко понимать, на каком предприятии ему предстоит работать. Во время обучения он уже будет адаптирован к конкретному рабочему месту. По окончании обучения выпускник будет иметь привлекательные возможности для дальнейшего карьерного роста. Ведь присвоенная квалификация будет соответствовать уровню «мастер».
Большинство современных школьников нацелены на получение высшего образования. Эта тенденция изменится, когда специальное профессиональное образование станет престижным наравне со специальностями, полученными по окончании высших учебных заведений.
Другие статьи
- Использование математических знаний в управлении Древней Китайской империей
- Что знают об окружающем мире новорождённые дети
- Можно ли доверить своего ребенка социальным сетям
- Семейное обучение - альтернативная форма получения основного общего образования
- Особенность педагогического метода Марии Монтессори