Особенность педагогического метода Марии Монтессори
Современное образование предлагает множество педагогических методик, технологий и приёмов, результатом использования которых является личностное развитие ребёнка.
Монтессори педагогика - это философская образовательная система, содержащая определённый взгляд на мир. «Помоги мне сделать это самому», - должен сказать ребёнок, находящемуся рядом с ним взрослому.
Цель занятий - привитие мотивации к обучению и дисциплине, способности концентрировать внимание. Этот метод формирует, трудолюбие, вырабатывает силу воли, развивает интуицию. Основоположник идеи - итальянский врач и педагог Мария Монтессори. Глубоко образованная, имеющая техническое и гуманитарное образование, Мария Монтессори была активным общественным деятелем, дважды номинировалась на нобелевскую премию. В силу своей профессии Мария занималась с детьми страдающими слабоумием. Наблюдая за непосредственным детским миром, она помогла взрослым открыть для себя ребёнка.
Каковы механизмы развития ребёнка? Какую роль выполняет взрослый, находящийся рядом с ребёнком? Беспомощное дитя, по мнению Монтессори - это свободная, уникальная личность со своим собственным направлением развития.
Опытным путём Монтессори выявила закономерность, которую подтвердила современная наука - чем проворнее пальчики, тем быстрее развивается и начинает говорить их обладатель. Но дети с ограниченными возможностями, которым она помогала, с трудом могли говорить и понимать других. Мария стала разрабатывать специальные пособия, опирающиеся на чувственный опыт детей. Через некоторое время эти дети начали читать, писать и считать раньше своих сверстников.
Принципы системы Монтессори - это самовоспитание, саморазвитие, самообучение. Взрослый человек - не учитель, а руководитель деятельности ребёнка. Необходимо не заставлять ребёнка, а заинтересовывать; не лепить характер, а позволить раскрыться внутренним личностным качествам.
«Ребёнок - это Гулливер в стране великанов», - отмечала Монтессори. Гулливер должен создать своему подопечному оптимальную среду для развития, не мешать приобретать знания, поддерживать, всячески развивать и направлять интерес к знаниям. Доверяйте своему ребёнку. Человек не рождается с плохим характером. Он всегда стремится к хорошему и светлому. Надежда на лучшее живёт в людях всю сознательную жизнь.