Педагогическое изучение ребенка в системе дошкольного образования
Основной целью реформы дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности.
С точки зрения воспитателя, эта проблема роли знаний, умений и навыков в лучшем случае понимается ими как развитие изолированных познавательных процессов, личностный же компонент обычно не учитывается.
Педагогам дошкольных учреждений необходимо в развитии личности учитывать три важные сферы развития ребенка: коммуникативную, эмоциональную и социальную.
Отсутствие педагогической оценки в группе детского сада является одной из причин затруднений, которые возникают в процессе деятельности воспитателей. Педагог, реально ориентированный на получение обратной связи от ребенка, уже не сможет строить свое взаимодействие с ним иначе, чем, основываясь на его действительных интересах, актуальном состоянии и индивидуальных особенностях.
Функция педагогической диагностики, необеспеченная конкретными педагогическими технологиями, автоматически оказывается отсутствующей и в сознании педагогов, и в реальной практике дошкольного образования. Процедура оценки должна базироваться на структурированном наблюдении.
Зачем воспитателю нужна педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка?
Этот вид диагностики можно определить как оценку, так как он отличается от психологической диагностики и основан, на стремлении педагога проникнуть во внутренний мир ребенка. Педагогическая оценка требует строгого соблюдения определенных правил, базируется на определенных принципах, имеет свою технологию и свои ограничения.
Дошкольные учреждения в настоящее время становятся иными по своим функциям, содержанию и методам воспитательно-образовательной работы, открываются альтернативные сады, соответственно, повышаются требования к компетентности и личностным качествам педагога. Потребность сегодняшнего дня - специализированная подготовка педагога по дошкольному воспитанию, имеющего среднее и высшее образование.
Ключевое место в структуре профессионального мастерства педагога отводится умению исследовать и анализировать педагогический процесс. В. А. Сластенин, рассматривая умения учителя, на первое место ставит умение анализировать, а все другие прямо или косвенно связывает с ним. Г. А. Нагорная данную группу умений рассматривает как основу, на которой базируются многие профессионально-педагогические умения. Л. Г. Семушина считает, что умение наблюдать и анализировать - это одно из главных умений, которыми должен обладать воспитатель детского сада.
Последовательность протекания процесса педагогического анализа:
I этап - предварительная ориентировка;
II этап - раскрытие содержания предмета анализа;
III этап - структурное описание предмета анализа;
IV этап - определение причин;
V этап - завершающий.
Соответственно названным этапам выделяют пять блоков элементарных аналитических умений, входящих в структуру сложного многосоставного умения анализировать педагогический процесс дошкольного учреждения.
В первый блок умений, включающий подбор и первичную обработку информации, вошли две группы: умение наблюдать педагогический процесс и получать необходимые данные о нем с помощью активных методов их сбора (беседа, анкетирование, диагностические задания детям и т. д.).
Второй блок составили умения расчленять педагогический процесс на составные элементы и анализировать каждый в отдельности: это умения изучать личность и деятельность детей, педагога, собственную деятельность, материальную оснащенность педагогического процесса, работу по педагогической пропаганде.
В третий блок вошли умения устанавливать взаимосвязи между выделенными элементами педагогического процесса.
Четвертый блок представлен группой умений выявлять причины, обусловившие то или иное качество педагогического процесса, находить среди них главную.
И, наконец, в пятый блок включены три группы умений: делать выводы о состоянии педагогического процесса, давать конкретные и целесообразные предложения по его улучшению, документально оформлять результаты педагогического анализа.
В каждой группе умений выделены подсистемы и элементы, которые определяют ее состав. Например, в группе умений изучать личность и деятельность детей выделяют следующие компоненты: умение изучать уровень развития, воспитанности и обученности детей, их деятельность. В свою очередь умение изучать деятельность детей включает умение изучать игровую, бытовую, учебную деятельность и ее продукты, уровень развития детского общества.
Примечателен такой факт: большинство опрошенных педагогов отметили, что значительную часть аналитических умений они приобрели в практической работе, а не за время учебы в вузе. Таким образом, многие умения, касающиеся анализа педагогического процесса, сформированы у педагогов недостаточно и отстают от уровня требований к их деятельности.