Упражнения как основное учебное средство современной школы
В любой деятельности человека - производственной или учебной, художественной, научной или организаторской - очень важную роль играют умения и навыки.
Чем шире круг умений и навыков человека, тем успешнее, продуктивнее его деятельность, тем больше мастерства и творчества обнаруживает она в труде. Обучение как своеобразная форма деятельности, направленная на овладение знаний, подготовку к жизни, к труду в различных отраслях народного хозяйства и культуры, предусматривает формирование у учащихся соответствующих умений и навыков.
Умения и навыки формируются в процессе выполнения практических или трудовых задач, и является результатом упражнений. Учебное упражнение - это многократное, дидактически и психологическое обоснованное, рационально организованное повторение целенаправленных действий с целью выработки соответствующих умений и навыков. Без правильно организованных упражнений невозможно вооружить учащихся учебными и практическими умениями и навыками. Систематические упражнения помогают достичь точности, скорости в работе.
Комментированные упражнения - важное средство активизации учебного процесса, сознательного выполнения учащимися самостоятельной работы. Перед выполнением этих упражнений учитель определяет учеников, которые по очереди, по мере надобности, комментируют их. Учащиеся, выполняя упражнения, одновременно слушают комментарии своих товарищей и благодаря этому лучше разбираются в материале, сознательнее выполняют задания.
В начале, к этому привлекаются лучшие ученики-отличники, а потом весь класс принимает активное участие в объяснении материала. Метод комментируемых упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному, прочному усвоению учебного материала всем классом.
Чтобы выполнить любое упражнение, нужна определенная теоретическая подготовка учащихся. Упражнение достигнет поставленной педагогической цели, когда учебный материал, на основе которого она проводится, понятный ученикам, а именно задача посильная для них. Поэтому учителю следует, перед тем как ученики будут выполнять поставленную задачу, кратко повторить учебный материал, показать и разъяснить, как выполнять упражнение, и на одном-двух примерах продемонстрировать выполнение ее.
Характер упражнений предопределяется содержанием учебного материала и дидактической целью, которую ставит учитель. Различают следующие основные виды учебных упражнений: устные, письменные, графические, лабораторно-практические, производственно-трудовые. Упражнения в форме решения задач, написания примеров, различных видов доказательств, описания опытов, обоснование выводов и т.д. широко применяются в преподавании математики, физики, химии, естествознания.
Графические упражнения по своему характеру близки к письменным. Они широко применяются при изучении математики, физики, черчения, рисования, географии, а также в процессе производственного обучения. Важное значение в производственной подготовке учащихся имеют графические навыки; они нужны для черчения схем технологического процесса, различных деталей, приборов и механизмов, проектов, планов, карт. Графические упражнения - одно из средств объединения учебного материала из политехнических дисциплин - математики, физики, химии - с техникой, производством.
Лабораторно-практические упражнения способствуют овладению учащимися методики и техники проведения опытов и лабораторно-практических и экспериментальных работ, пользование учебной аппаратурой, приборами, методами конструирования, изготовление действующих моделей и т. п.