Семейное обучение - альтернативная форма получения основного общего образования
Существует категория родителей, которые категорично отказываются отдавать своего ребёнка в общеобразовательную школу.
Основные причины: низкое качество традиционного обучения, тревожность за ребёнка, неуверенность в его возможностях. Закон об образовании РФ предоставляет ряд альтернативных возможностей для получения школьного образования: заочная, очно-заочная, экстернат и семейная форма.
Органы управления образования, руководство школы всячески противодействуют выбору родителями последнего варианта - семейной формы обучения. В этом вопросе не отрегулирована финансовая схема обеспечения условий образования.
С одной стороны, ребёнок продолжает находиться в контингенте образовательного учреждения. С другой стороны, родители несут материальные затраты на организацию учебного процесса и пытаются их возместить. Спор решается на уровне регионального законодательства, единых федеральных нормативных актов не выработано.
Много зависит от взаимоотношений, которые складываются между руководителем школы и родителями. Если обе стороны тактично, лояльно и с пониманием относятся друг к другу, то возможна выработка единой системы методической помощи в обучении ребёнка. Школьные педагоги помогут определить уровень подготовки ребёнка во время итоговых испытаний, подобрать для тренировки контрольно-измерительные материалы, посоветовать к использованию необходимые учебно-методические средства.
Если такая система консультирования родителей и законных представителей ребёнка будет работать систематически и безотказно, то решается одновременно несколько задач:
- родители получают профессиональную помощь;
- ребёнок не отрывается от школы, находится во взаимодействии с учителями;
- школа приобретает интересный опыт по проблеме образования в домашних условиях.
Семейное обучение наиболее эффективно, когда ребёнок получает начальное образование. С появлением специальных предметов, становится сложнее обеспечивать необходимый уровень знаний. В крупных городах родители объединяются в образовательные сообщества и совместно организовывают занятия с детьми: рисование, физика, алгебра, химия и другие науки. Либо отдают своего ребёнка в частную школу. И тут опять остро возникает вопрос финансирования образования.
Специалисты прогнозируют, что современные технологии позволяют легко организовать самостоятельное обучение ребёнка. Через 10 лет доля учащихся, воспользовавшихся другой формой получения знаний, увеличится.