Как определить: левша ли ваш ребенок?
К леворуким людям отношение всегда было не однозначным. Кто-то считает этих людей потенциальными гениями, кто-то, наоборот, «неправильными». Статистика утверждает, что левши составляют 5-30% общего населения. У них даже есть собственный праздник - всемирный день левшей, который отмечается 13 августа.
Среди всех левшей, тоже есть истинные левши, левши у которых левая рука является ведущей и амбидекстры. У истинных левшей более активными являются не только левые руки, но и все остальные части тела, расположенные слева: ноги, глаза, уши. У амбидекстров обе руки одинаково развиты.
Ученые и врачи пока не могут дать окончательный ответ на вопрос: почему рождаются левши, хотя теорий и предположений существует множество. Наверняка известно одно: леворукость не является ни патологией, ни болезнью. Это просто индивидуальная особенность человека, как цвет волос (например, истинно рыжий) или рост. Левшей нельзя «лечить» или «переучивать». Из этих затей ничего хорошего не получается, а леворукие люди, особенно дети, часто приобретают неврозы или психические расстройства.
Леворукость проявляется у детей уже в первые полгода жизни, но до двух лет ото может еще несколько раз измениться. С двух до четырех лет у малыша одинаково активны обе руки. «Доминантную» руку можно определить только у ребенка после 4-5 лет.
Простое наблюдение за ребенком: как он рисует, складывает кубики, завязывает шнурки, покажет, какая рука у него «ведущая», а какая «вспомогательная». Чтобы получить более точный результат, можно провести небольшой тест, в результате которого, согласно поведению ребенка, посчитать плюсики и минусики, проставленные в колонках, определяющих активность правой и левой руки.
Для проведения теста важно, чтобы все предметы, необходимые для эксперимента, находились на одинаковом расстоянии от обеих рук. Тест можно подать как игру и распределить на несколько дней. Если у ребенка активность проявляют обе руки одинаково, то плюсик нужно ставить в колонку» обеими руками».
Примерные задачи для теста
- Предложите ребенку что-нибудь нарисовать на листе бумаги. Затем, попросите его нарисовать такой же рисунок, но другой рукой. Сравните рисунки, какой из них лучше. Какие усилия прилагает ребенок для рисования левой и правой рукой.
- Предложите ребенку открыть спичечный коробок. Активная рука ребенка будет выдвигать «ящичек», а пассивная - будет держать коробочку.
- При строительстве домика или замка, обратите внимание, какой рукой малыш работает чаще, лучше.
- Ребенок несколько раз подбрасывает мячик и ловит одной рукой. Какой рукой действует активнее, чаще, ту и следует отметить крестиком.
- При вырезании рисунка по контуру, ведущей рукой буде та, которая активна. Не имеет значения, держит она ножницы или бумагу.
- При нанизывании бусин или бисера на шнурок, доминирующей будет активная рука (как в п.5).
- Предложите ребенку завинтить или отвинтить на баночке или пузырьке крышку. Активная рука будет крутить, пассивная - держать.
- Завяжите на шнурке узелок и предложите развязать его. Понаблюдайте: какой рукой ребенок будет тянуть за концы, а какой держать веревочку.
- Последнее задание родителям: поставьте столько плюсиков для левой руки, сколько левшей было в вашем роду.