Японский детский сад
Стремясь использовать зарубежный опыт, российская общественность обращается к странам западной Европы или США. Последние несколько лет политическая элита страны интенсивно налаживает связи с Востоком.
Чтобы понять менталитет народов Востока на примере Японии, надо обратиться в детский сад: какими ценностями дорожат японцы, передавая их своим детям?
В Японии существует несколько форм организации дошкольного воспитания. Прежде всего, это центры по уходу за детьми, которые принимают детей в возрасте от 3 месяцев на целый день: с 7 до 20 часов. В государственных и частных детских садах время пребывания детей ограничено: не более 7 часов в день.
Японские педагоги направляют свои усилия на воспитание детей. Образовательная область для малышей не является приоритетной. Основная задача воспитания - социализация ребёнка, развитие коммуникативных способностей. Умение общаться поможет маленькому японцу правильно выстраивать свои отношения со сверстниками и взрослыми.
Активно прививается в детском саду бережливое отношение к природе. Японцы обожествляют окружающий мир. Природа одухотворена и сознательна. Потребительский подход к ней невозможен в традиционном мышлении японца.
«Здоровый образ жизни» - таково основное существования в японском обществе. С раннего детства оно закладывается в поведенческую программу ребёнка. Каждое учебное заведение обслуживается медицинскими работниками. Средняя продолжительность жизни мужчин в Японии составляет 79 лет, у женщин ещё выше - 84 года. Множество факторов сыграло свою роль: внутренняя одухотворённость человека, сближение его с окружающей средой, полноценный высокий уровень жизни.
Основная форма занятий в дошкольных учреждениях Японии - свободная деятельность. Ребёнок учится, а задача педагога - находится рядом с малышом, поправлять его ошибки и направлять дальнейшие действия незаметно для воспитанника. Отношения детей в группе строятся на взаимовыручке и дружбе. Японские педагоги воспитывают в детях основы корпоративности, развивают умение выслушивать других и принимать чужую точку зрения.
Ярко выраженный российский принцип воспитания - соревнования. В японской традиции он отсутствует. Способные дети не выделяются, а лидеры не поощряются. Равенство возможностей предусмотрены в японской системе воспитания для каждого ребёнка.
Японское общество, несмотря на процесс глобализации международных отношений, остаётся закрытым и загадочным. Тем интереснее для российских педагогов новые для них формы взаимодействия с детьми.