1 сентября 2015 года ФГОС перейдёт в пятый класс
Федеральные государственные образовательные стандарты - парадигма очередной реформы образования. Все школы Российской Федерации перешли на обучение по новым федеральным стандартам с 1 сентября 2011 года.
С опытом введения ФГОС в средней школе поделился Институт образования ВШЭ и директор лицея ВШЭ Людмила Вениаминовна Любомирская на конференции, посвящённой проблемам образовательных стандартов при обучении старшеклассников, которая состоялась 17 декабря 2014 года.
Главная составляющая реформы - новые методы преподавания, которые позволяют развивать в учащихся стремление к самообразованию. Для этого школьник должен научиться самостоятельно находить новую, необходимую для решения конкретной задачи информацию: выбирать самые полезные и значимые тезисы. И в итоге - решить поставленную проблему.
В новом 2015-2016 учебном году на новые стандарты перейдут ученики 5 класса. Можно подвести первые итоги:
1. Самое сложное в работе учителя - перестроить собственную работу на уроке. В традиционном обучении роль учителя сводилась к следующему: Учитель - носитель информации, ученик получает на уроке готовые знания, выполняет домашнюю работу. На повторительных уроках знания закрепляются, итоговые контрольные работы показывают результат обучения.
В новых условиях учитель должен строить систему преподавания как партнёр ученика. Доверить школьнику самостоятельную работу с новой темой урока, а самому выполнять роль направляющего. Для школьного педагога, с многолетним педагогическим стажем работы это оказалось не под силу.
2. Вызывает затруднения работа с индивидуальной траекторией обучения. На протяжении занятий в основной школе педагоги должны распознать и развивать личные качества ученика, его уникальные способности. Но для того чтобы определить предрасположенность школьника к тому или иному виду деятельности, необходимо создать условия. Ребёнок должен как минимум попробовать себя во многих сферах деятельности. Простые умозаключения школьного психолога не дадут точных результатов.
3. Новые образовательные стандарты должны развивать критическое мышление, «надпредметные действия», «общие способы деятельности» у школьника. Подготовка к ЕГЭ требует знаниевого подхода, освоить которые можно только традиционной методикой преподавания.
Главная сложность внедрения новых образовательных стандартов - изменение личности учителя. Школьный педагог должен найти в себе силы изменить свою роль по отношению к ученику и классу: стать проводником новых знаний, а не генератором идей. Научиться выполнять главную задачу - обучение и при этом находиться на вторых ролях.
Другие новости
- Дмитрий Медведев порекомендовал оцифровать диссертации
- 25 января - День российского студенчества
- Компьютерная грамотность российских школьников вызывает уважение
- За спортивные достижения абитуриенты 2015 года получат дополнительные баллы
- Правительство РФ приняло Федеральную Целевую Программу развития образования на 2016 - 2020 годы