Хорошие и плохие школы
Система единого государственного экзамена работает в России не первый год. Одна из проблем, которую ЕГЭ должен был решить - обеспечение равной доступности высшего образования для всех абитуриентов.
Прошло более 5 лет и с уверенностью можно сказать, что выпускники средних школ по-прежнему не имеют одинаковых стартовых возможностей.
Сегодня школы делят на «хорошие» и «плохие» в зависимости от результатов ЕГЭ. Что представляет собой «хорошая школа»?
Как правило, это образовательное учреждение (гимназия, лицей) с углублённым изучением ряда предметов.
Школы с хорошими показателями результативности ЕГЭ привлекают учеников с высокими способностями, соответственно с более высокими шансами на поступление в вуз.
Таким образом, одним из факторов «хорошей» школы являются изначально более успешные первоклассники. Кроме того, учреждение может себя вполне подстраховать. Например, организовать некий конкурс при зачислении среди обучающихся своего микрорайона. В результате формируются сильные классы, которые способны вполне успешно освоить учебную программу.
Школа, имеющая специальный статус, предлагает родителям своих учеников образовательные услуги: дополнительные учебные часы по школьным предметам, расширенный набор творческих кружков и спортивных секций, группу продлённого дня с индивидуальным подходом в подготовке домашнего задания, репетиторство, сотрудничество с учреждениями высшего образования.
21 процент всех первокурсников составляют выпускники специализированных школ.
Почему руководители «плохих школ» не могут исправить ситуацию в своём учреждении? Нельзя забывать, что обычные, не специализированные, образовательные учреждения работают чаще всего со сложными ребятами из неполных или неблагополучных семей. В микрорайоне чаще всего высокий показатель уровня безработицы.
Если такую школу наполнить высокотехнологичным оборудованием, обеспечить квалифицированными кадрами и грамотным руководством, школа из «плохой» перейдёт в разряд «хорошей»? Нет, этого не достаточно.
Дети со слабыми способностями начнут уходить и искать место с менее высокими требованиями к обучению. Никакие попытки педагогического коллектива не смогут их удержать. Только применение методик по работе со «слабыми» учениками, создание для такого контингента комфортной обстановки сможет остановить процесс «потери» учеников. Результаты единого госэкзамена будут неутешительными. Выход один: не допустить слабых учеников в 10 класс.
Возникает вопрос: каким способом помочь освоить образовательные стандарты «нестандартным» детям и обеспечить равные возможности при поступлении в вуз?