Почему в «школьные году чудесные» дети приобретают хронические заболевания
Что ощущает ребёнок, посещающий школьные занятия? Одноклассники и учителя, новые предметы, атмосфера на школьной переменке, питание в столовой, группа продлённого дня - школьная жизнь разнообразна и насыщена.
При такой нагрузке ребёнку важно посещать занятия с удовольствием, ощущать при этом психологический комфорт.
Не секрет, что в школьный период жизни здоровье детей значительно ухудшается.
Вот некоторые причины, которые, по мнению педагогов, имеют решающее значение в области здоровья школьников:
1. Обучение во вторую смену лишает ребёнка дневного отдыха, а, следовательно, он не может полноценно восстановить потраченную в первой половине дня энергию.
2. Согласно требованиям СанПиНа расписание уроков составляется с учётом коэффициента «сложности» предмета. Однако и здесь «срабатывает» человеческий фактор: школы не укомплектованы учителями, свободных учебных кабинетов не хватает, учитель проводит уроки для двух классов одновременно, не соблюдаются нормативы при проведении контрольных и творческих работ.
3. Учебная нагрузка на ребёнка возникает ещё в период предшкольной подготовки. Многие учреждения неофициально требуют наличие у будущего первоклассника навыков чтения и письма. И вот ребёнок, которому едва исполнилось 6 лет, начинает усиленно готовиться к поступлению в 1 класс. Несвойственная для его возраста умственная интенсивность приводит к перенапряжению физических и психических сил дошкольника.
4. Умственная нагрузка на ребёнка в начальной школе составляет более 6 часов в день. Ученики старших классов «выкладываются» по 10-12 часов в сутки вместе с подготовкой домашнего задания. Учебную перегрузку школьников очень трудно оспорить.
5. Стремительное воздействие науки на мозговую деятельность приводит к возникновению стрессовых ситуаций. Здоровье ребёнка не выдерживает и начинает заметно снижаться уже в 5 - 6 классах.
Несомненно, школьная программа составлена с учётом всех возрастных особенностей учащегося. Но надо помнить, что дети не умеют правильно отдыхать. Они не умеют расслабляться, отдых носит пассивный характер. Подавляющее большинство школьников меняют учёбу на времяпровождение в социальных сетях. Мозг при этом продолжает работать.
Но больше всего страдает здоровье тех детей, которым не нравится школа сама по себе. Не полюбились учителя, не нашлось общего языка с одноклассниками. Каждый день такой «учёбы» превращается в нравственную пытку. И при этом самые близкие люди требуют от него хороших результатов. Школьник находится в состоянии постоянного стресса, иммунитет ослабевает, детский организм не способен бороться с заболеваниями.
Чтобы сохранить здоровье ребёнка в период школьного обучения, родители совместно с классным руководителем должны обеспечить ему психологическую защиту, своевременно помочь ему в решении учебных, физических, нравственных и психологических проблем.