Педагог улицы сумеет помочь
Любой школьный педагог хотел бы работать с хорошими, беспроблемными детьми из благополучных семей.
Но доля таких школьников в российском обществе значительно меньше той части подростков, чьё поведение раздражает учителей и сводит все их образовательные усилия к нулю.
В российской педагогической практике появилось новое направление: педагог улицы. В его сферу деятельности входит работа с детьми девиантнокриминального поведения.
Обычные службы - инспекция по делам несовершеннолетних и социальная педагогика - не решают проблем трудных подростков. Очень часто «учителя в погонах» в своей работе наталкиваются с их стороны на активное сопротивление. Преодолеть его обычными методами, используя «школьные» подходы в педагогической практике невозможно.
Как вернуть социальнозапущенного школьника в общество? Как обязать его самостоятельно следовать общепринятым нормам? В этой ситуации важно не упустить момент, когда происходит процесс взросления ребёнка. Именно в этот период формируется его самоопределение: жизненное, личностное и профессиональное.
1. В период жизненного самоопределения в подростке закладывается фундамент личностных критериев, которые формируют модель поведения будущего взрослого человека. Молодой человек начинает осознавать собственное предназначение, которое стремиться выполнить. Его позиция может быть положительной или отрицательной по отношению к обществу. Если своевременно не вмешаться, то надо готовиться ко второму варианту.
2. Личностное самоопределение регулирует становление характера: социальная ответственность, сила воли, способность к саморазвитию. Это набор критериев, которые определяют способ достижения поставленной цели. Но есть и другие качества: циничность, стремление к унижению или к самоунижению, неразборчивость в средствах и многое другое.
3. Понятие «профессиональное самоопределение» часто используют при выборе профессии. Но в данном случае речь идёт о формировании профессиональных качеств будущего специалиста или просто исполнителя. Например, стремление к карьерному росту и самообразованию, творческий подход в работе и наличие индивидуального максимального вклада. С другой стороны, государство в лучшем случае может получить незаинтересованного в своём труде работника. В худшем - молодой человек вообще не будет стремиться к труду, а сумеет наладить жизнь иждивенца или попросту тунеядца.
Педагог улицы, обладая набором универсальных идей, технологий и знаний сможет оказать своевременную поддержку трудным подросткам. В идеале откорректировать их поведение и задать правильное направление их будущего жизненного пути.